Главная | English
 
О компании
EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN
EXPO-RUSSIA KYRGYZSTAN
EXPO-RUSSIA ARMENIA
EXPO-RUSSIA SERBIA
EXPO-RUSSIA BELARUS
EXPO-RUSSIA VIETNAM
EXPO-RUSSIA MOLDOVA
EXPO-RUSSIA JORDAN
EXPO-RUSSIA UZBEKISTAN
EXPO-RUSSIA UKRAINE
ФОТОГАЛЕРЕЯ
НОВОСТИ
ФОРМА ПОДПИСКИ НА НОВОСТИ

Организация:
E-mail:

 


НАШИ ПРОЕКТЫ

 

 

 

НОВОСТИ
БРАТСКИЙ БЕЛГРАД: УЖЕ НЕ «СОВОК», ЕЩЕ НЕ ДЕНДИ
15.01.2014
«На небе Бог, а на земле – Россия!», - говорили сербы в царское время. «Нас с русскими – 300 миллионов!», - говорили сербы во времена социализма. Канули в Лету полные романтизма и безответной любви времена, равно как исчезла с лица Земли страна Югославия, расчленившись на несколько небольших, независимых, но очень гордых республик.

        При этом любовь сербов к нам, братьям по православной вере, не угасла ни на искру. Корреспондент 110km.ru только что вернулся из Сербии и на себе любимом ощутил всю теплоту этой братской любви. Тем более что особых языковых проблем, в силу схожести двух славянских языков, не существует, да и шенгенскую визу в эту страну, к счастью, пока что не требуют. 

        Итак, Dobrodosli в Сербию! Прямого лету из Москвы в Белград всего-навсего 2.30 час. Местный аэропорт располагается всего в нескольких минутах езды от сербской столицы. Курсируют муниципальные автобусы и такси. Расценки вполне лояльные, равно как на все другое. Действующая валюта — сербский динар. Соотношение к рублю: 2,56 сербских динара за наш «деревянный», поэтому все цены в динарах нужно банально делить на 2,5.

        Оказавшись в Белграде, не покидает ощущение, будто никуда и не уезжал. Большинство жилых зданий построены  в типовом унылом стиле, так знакомом нам по спальным районам своих городов. Впрочем, это не есть камень в сербский огород – те же великолепные по центральной застройке Дрезден и Будапешт на окраинах выглядят не менее скромнее.

        Архитектурная лепота в Белграде соседствует подчас с откровенной безвкусицей, а монументальность - с «колхозом» и «азиатчиной». Но в этом, как мне показалось, есть основное преимущество Белграда, города, который, вроде как, уже «не совок», но еще не парадно одетый европейский денди. Серость облику города придавала туманно-пасмурная декабрьская погода, царившая здесь во время моего посещения. А вообще, говорят, Белград – очень даже солнечный мегаполис, и чтобы в это поверить, следует вернуться в него весной-летом.

        Мест, достойных детального осмотра, в Белграде предостаточно. Большинство достопримечательностей расположены компактно и удобно друг по отношению к другу. Если вы любите пешие прогулки, то Белград предоставит вам возможность дать своим ногам полезную нагрузку.

         Но честно скажу: был ограничен во времени, а потому увидел далеко не все, что намеревался. Поэтому и фотогалерея, что называется, от увиденного. Хорошо еще, отельное размещение оказалось удачным, на одной из центральных улиц столицы. 15 минут бодрого пешего хода – и вы у величественных стен храма св. Саввы Сербского, расположенного в районе Врачар.

         Говорят, что прообразом ему послужила византийская София и, мол, он считается крупнейшим православным храмом в мире. Утверждение небеспорное, но близкое к истине, ибо он действительно огромен. Кто-то из моих соотечественников сравнил по размерам храм св. Саввы с московским храмом Христа Спасителя. Считаю это сравнение не совсем корректным по той лишь причине, что у зданий совершенно разные архитектурные школы, отчего восприятие «габаритов», мягко говоря, разное. Особенно изнутри. Со «Святым Саввой», скорее всего, может потягаться Морской собор в Кронштадте, который также выполнен в крестово-купольном стиле. Признаюсь, хороши оба!

         Храм св. Саввы построен на месте сожжения турками-османами мощей первого сербского архиепископа. Его проектирование началось еще в XIX веке, но строительство по различным причинам затягивалось и длилось весь вплоть до 2004 года. В этом плане ситуация как две капли воды напоминает судьбу знаменитой la Sagrada Família, которая строится уже более 100 лет.

        Интерьер еще далек от своего эстетического воплощения - внутри продолжаются строительно-отделочные работы. Почему, спросите, так долго? Ответ, как и в случае с барселонским собором, лежит на поверхности: стройка идет на народные пожертвования, а это в масштабах грандиозного строительства сущие копейки. Вернее, динары. И действительно: много ли насобираешь, когда стоимость самой дешевой свечки – всего 7 динаров (не забываем делить на 2,5).

        В относительной близости, в Ташмайдановском парке (минут 15-20 ходьбы) красуется другой православный шедевр Белграда - церковь Святого апостола Марка. Парк этот, именуемый в народе просто Таш, аккуратный  и ухоженный. И не поверишь даже, что когда-то на этом месте была каменоломня, используемая древними римлянами, а потом, во время Второй мировой войны - склады боеприпасов.

                                                         

        «Святой Марк» не может не понравиться. При его осмотре подумалось, насколько все же сильна византийская архитектурная традиция. И возле храма, и особенно внутри его становится особенно тепло и комфортно на душе. Разве что беспардонные цыгане, снующие туда-сюда у паперти, могут так быстро и так беспардонно навязать вам свое присутствие, что это несколько омрачит общую картину восприятия. 

        Пять минут по Bulevar kralja Aleksandra (самой длинной магистрали Белграда) в сторону реки Савы, и вы у парадной лестницы не менее знаменитого здания – Скупщины, когда-то парламента союзной Югославии. Строительство здания началось в 1907 году, первый камень заложил югославский король Пётр I.

        Во время Первой Мировой войны парламент был почти полностью разрушен, а оригинальные его чертежи не сохранились. Как бы то ни было, величественное здание все же восстановили. Скульптура Томы Росандича «Игра с вороным конём» появилась перед зданием в 1939 году.

        Запечатлев на «цифровик» Скупщину, перейдите дорогу в сторону парка. Увидите другое, чуть меньших размеров, здание. Это местная мэрия. Возможно, вам посчастливится снять развод караула у ее парадных ворот. Молодцеватые солдаты в синих, с мягким голубоватым отливом, шинелях чинно чеканят шаг, демонстрируя отменную выправку.

        Рядом несколько консульских зданий с постами охраны, которую совсем не видно по причине сильно затонированных стекол. Я грешным делом решил запечатлеть на фотоаппарат турецкое представительство, занимающее приличный с виду особнячок, но тут же выбежал солдатик в камуфлированной форме и вежливо попросил стереть отснятые кадры. 

         В музей Николы Тесла, изобретателя переменного тока, чье имя, кстати, носит столичный аэропорт, попасть не посчастливилось. Могу лишь заметить, что он работает в будние дни с 10 до 6 часов, в выходные — до часу дня, выходной - понедельник.

         Совсем рядом - улица Неманьина, получившая свое название в честь одного из сербских правителей XII века, которому удалось сохранить независимость Сербии. Вообще история страны — это постоянная борьба за независимость между Османской и Австро-Венгерской империей, а попутно и притязаниями со стороны болгар.

         На улице Неманьина расположено несколько правительственных зданий, в том числе печально известное здание Министерства обороны тогдашней Югославии, разрушенное в результате бомбардировок НАТО в 1999 году. Впечатление, признаюсь, гнетущее. Только там, что называется, на месте, понимаешь, чем руководствовались многие наши соотечественники, вызвавшиеся 14 лет назад добровольцами на помощь братскому сербскому народу.

         К слову, в результате «натовских» бомбардировок пострадало не только это здание – следы той войны присутствуют, как мне сказали, и в других местах. Но белградцы не торопятся восстанавливать разрушенное Минобороны – пусть, мол, служит наглядным укором тем американо-европейским агрессорам, кто вряд ли бы захотел увидеть нечто подобное на улицах своих городов.

         К счастью, руины – лишь маленькая частичка облика Белграда. В городе много зелени – в виде парков и скверов, насаждений вдоль дорог и т.п. При этом сказать, что на улицах по-европейски чисто, было бы полуправдой. Сербы, похоже, такие же беспечные, как и мы с вами. Запросто могут выкурить сигарету и тут же бросить окурок на тротуар. Не будем их за это судить, ибо сами не без греха.

         Бросилось в глаза по истине огромное количество пекарен, книжных магазинов и аптек. Братья-славяне - большие любители выпечки, сладостей, кофе и чтения. Не прочь они побаловать себя лишней рюмочкой ракии. Она тут вкуснейшая: хочешь сливовица, хочешь грушовица. Но я настоятельно рекомендую продегустировать «дуню» - настойку на основе айвы. Входит, скажу вам, как родная…

         Сеть муниципального транспорта, как я понял на основании неполных двух дней, проведенных в Белграде, развита в целом неплохо. Во всяком случае, те же трамваи и троллейбусы курсируют один за другим, и набитых под завязку «вагонов» увидеть не пришлось.

         В достаточном количестве такси. Не могу сказать, что они выделяются каким-то особым, фирменным раскрасом, как в том же Нью-Йорке, но соответствующие таблички на крыше все же имеются. Парк таксомоторных машин самый разношерстный, есть даже редкие в России Fiat Multipla.

         Автомобилей в Белграде пруд пруди, но это, естественно, не удивило – чай, на дворе XXI век. Парк машин, скорее, старый, нежели свежий. А это первый признак того, что средний уровень зарплат в стране не самый завидный. В столице и особенно за ее пределами постоянно встречаются раритетные по нашим меркам Yugo и Zastava. Есть также фольксвагеновские «Жуки» и почти не известные у нас Renault 4L.

         Найти для всех этих «автошедевров» место для хранения в Белграде не так-то и просто. Центральные улочки, само собой разумеется, неширокие. Поэтому в качестве парковки повсеместно используются тротуары. Пешеходов заставляют слегка потесниться, «вколотив» в асфальт железные столбики, служащие границей «зон влияния» авто и пешего люда. 

         В отличие от московских и петербургских улиц, пешеходы-сербы не станут толкать вас своими плечами, показывая, кто здесь хозяин. Здесь принято уважать друг друга и уступать ближнему место, в том числе в плотном пешеходном потоке. Это чисто европейская черта. А вот к чему до сих не приучились наши балканские братья, так это переходить улицу на разрешающий сигнал светофора. Большинству сербов плевать, что горит красный, а мимо проносятся ревущие машины. Полагаются на авось. Так и хочется добавить: русский авось...

                                                     

Это интересно

- Детей в сербских школах учат в школе читать на кирилице и латинице одновременно. 
- Даже игра в шахматы может закончиться дракой, а на рынке вам обязательно подарят что-нибудь «в нагрузку».
- В Сербии принято пить горячую ракию, что действительно очень вкусно. Сезон приготовления ракии - конец октября. Из каждого сельского двора разносится запах... Если вы оказались в эти дни в сербской деревне, трезвым уехать будет сложно, все пытаются угостить "свежачком".
- Любовь к родине многим сербам заменяет религию, а вера - не просто модное слово.

Автор: Иван Братуха По собственной информации 110km.ru

 

 

Все новости